На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНЕМАТОГРАФ

875 подписчиков

"Огни рампы" Чарли Чаплина

Этот удивительный фильм - история о стареющем клоуне и молодой балерине - так и похож и не похож на другие фильмы Чарли Чаплина. Он будто высвечивается из общего ряда тонким лучиком проникновенного и трогательного, оставаясь при этом именно чаплиновской картиной, его историей и его песней, и, может быть, его маленькой трагедией...

 

Работа Чаплина над "Огнями рампы" - нечто исключительное. Поначалу замысел вылился в настоящий роман объемом порядка ста тысяч слов. Он включал два обширных отступления-ретроспекции, в которых излагались предыстории главных персонажей - клоуна Кальверо и молодой балерины Терри Амброз. В общей сложности Чаплин проработал над этим сценарием свыше трех лет - дольше, чем над любым другим сценарием.

"В "Огнях рампы" главное - возраст; Кальверо состарился, сосредоточился на себе, приобрел чувство собственного достоинства и по причине всего этого начисто утратил контакт с залом".

Для Чаплина, которому было за шестьдесят эта беда неизбежно приобретала привкус своего, личного. Он начинал убеждаться на собственном опыте, сколь непостоянны привязанности широкой публики.

Полный "романный" вариант сценария "Огней рампы" показывает, что речь идет о куда более сложной последовательности автобиографических раздумий. Ряд эпизодов, существующих только в "романном" варианте сценария "Огней рампы", представляют интерес своей соотнесенностью с реальностью и фактами биографии Чаплина.

 

Самым трогательным в "Огнях рампы" представляется сегодня появление Бастера Китона - они с Чаплиным исполняют эксцентрический музыкальный дуэт. В первый и последний раз два величайших комических актера немого кино снялись в одной картине, а Чаплин впервые после 1916 года выступил в паре с другим комиком.

Кинокартина "Огни рампы" стала последним фильмом Чаплина, снятым в Америке для "Юнайтед Артист". К этому времени Америка ополчилась на великого гения, внесшего в кино свой невероятно огромный вклад. Пресса открыто травила его. Правительство добывало на него компромат. Зрители, которые раньше превозносили его, теперь оскалились. "Огни рампы" не показывались в США в течении 20 лет. Он был всеобщим любимцем, но, неожиданно, они возненавидели его. И об этом он тоже говорит в этом фильме.

Сразу после съемок Чаплин покидает Америку. Он никогда больше не снимет здесь фильма. И приедет только один раз, для того, чтобы получить запоздалые извинения, в виде Оскара за прекрасную музыку к этому фильму.

 

В "Огнях рампы" Чаплин впервые показывает смерть своего героя. Это уже окончательный уход со сцены. Он снимает маску. Зажигаются огни рампы и актер может прожить тысячу жизней, даря зрителю смех и печаль. Но вот эти огни гаснут, это уже актер сам по себе. И он так же как и остальные люди страдает и умирает. И в свой смертный час он одинок, рядом уже нет той публики, которая так им восхищалась.

 

Фильм Чарльза Чаплина "Огни рампы" – это дань уважения прошлому, гордость за прошедшую эру развлечений и горький рассказ актера, который уступает свое место новому поколению артистов. Это глубоко философский фильм.

 

О фильме можно почитать здесь.

Картина дня

наверх