На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНЕМАТОГРАФ

875 подписчиков

Бастер Китон - комик, который никогда не смеялся

Бастер Китон (настоящее имя Джозеф Фрэнсис Китон) (1895-1966) — американский актёр и режиссёр, популярный комик немого кино.

Родился 4 октября 1895 в Пикуа (шт. Канзас), в семье преуспевающих эстрадных артистов. С 3 лет был на сцене, участвовал в шоу "Три Китона", очень полюбился публике.

Прозвище «Бастер» (англ. buster — удалец) было дано Китону знаменитым Гарри Гудини после того, как шестимесячный Джозеф скатился с лестницы, не получив при этом ни царапины. Позже, в возрасте трех лет, Китон был выхвачен смерчем прямо из комнаты и благополучно приземлился возле соседнего дома.

Киновед Олег Косолапов в статье о Китоне в книге «Первый век кино» пишет: «Кажется, Китон всегда был старым и умудренным жизнью. Даже в детстве. Но его тренированное тело было молодо до самой старости... Он родился в передвижном фургоне семейного циркового шоу, и когда в месячном возрасте свалился с лестницы, его отец уверовал в акробатический дар сына и его крепкие кости и стал ужасно обращаться с ним. Ребенок, которого звали уже не Джозеф Френсис, а Бастер (от buster - сногсшибательно, поразительно, необыкновенно - так охарактеризовал мальчика друг отца, знаменитый фокусник-иллюзионист Гарри Гудини), из раза в раз под грохот аплодисментов и звон литавр швырялся любящими родителями в оркестровую яму головой вперед. Уже тогда он был серьезен и всем говорил, что не чувствует боли... Фильмы Китона - это каскад трюков и ловушек, которые он преодолевал с помощью физики, физкультуры и физиологии».

Будучи уже хорошо известным эстрадно-цирковым артистом, Китон решил попробовать свои силы в новом виде искусства – кино, на студии своего дяди Р.Арбэкля. Его первый самостоятельно задуманный и поставленный фильм "Три эпохи" (The Three Ages, 1923) – эксцентричная пародия на "Нетерпимость" Д.У.Гриффита. Импровизированная колесница в «древнеримском» эпизоде этого фильма была первой в ряду знаменитых китоновских «упрямых машин» – воздушных шаров, мотоциклов, автомобилей, яхт, паровозов и пароходов.

Вершиной мастерства Китона стало его трогательное и эффектное «обращение» с локомотивом в фильме "Генерал" (The General, 1927). В противоположность театральной, зачастую сентиментальной манере игры Чаплина, Китон выполнял свои акробатические трюки с непоколебимым хладнокровием, благодаря чему завоевал репутацию «большого каменного лица», «человека, который никогда не смеется».

В 1927 году испанский режиссёр Луис Бунюэль писал: «У Бастера Китона выражение лица такое же стоическое, как, к примеру, у бутылки, хотя его асептическая душа мотает круги, а прозрачная дорога зрачков крутит пируэты. Но и бутылка, и лицо Бастера Китона содержат бескрайние выразительные возможности… Бастер Китон не пытается заставить нас плакать - никогда! Он знает: легкие слёзы - крокодиловы слезы. Он не какой-нибудь клоун, который заставляет нас разразиться смехом. Но мы смеёмся все время: не над ним, а над собой, наблюдая олимпийское здоровье и силу Бастера».

Он проявил себя большим новатором в области кинематографа, позволяя себе значительную степень творческой свободы в экспериментах с кинокамерой, монтажом и такими лабораторными трюками, как наложение кадров и множественное изображение.

К 1929 пик в творчестве Китона был пройден, и после двух фильмов, снятых на студии «МГМ» ("Оператор" – The Cameraman, 1928; "Брак назло" – Spite Marriage, 1929), его карьера пошла на спад.

В 1952 он в первый и единственный раз появился на экране вместе с Чаплином (в эпизоде фильма "Огни рампы" – краткая элегия по двум отыгравшим свое клоунам пантомимы). В 1959 получил специальную премию «Оскар».

Умер гений немого кино в Лос-Анджелесе в возрасте 70 лет. В отличие от того, что пишут в книгах, сам Бастер Китон не считал свою судьбу трагической. Вот что он написал незадолго до смерти: "Я думаю, что прожил очень счастливую и удачную жизнь. Возможно, потому, что я никогда не ожидал получить так много, как получил: И когда судьба начала меня бить, я не увидел в этом неожиданности. Я всегда знал, что жизнь есть жизнь, она раздает апперкоты всем - заслуженно и незаслуженно".

Фильмография

Картина дня

наверх