На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КИНЕМАТОГРАФ

875 подписчиков

Вкус зеленого чая после риса / Ochazuke no aji / Flavor of Green Tea Over Rice

Год выпуска: 1952
Страна: Япония
Жанр: драма
Режиссер: Ясудзиро Одзу (Yasujiro Ozu)
В ролях: Син Сабури, Митиё Когурэ, Кодзи Цурута, Тисю Рю, Тикаге Авасима, Кэико Цусима, Кунико Миякэ, Эидзиро Янаги, Хисао Тоакэ, Юко Мотизукэ, Кодзи Ситара
Великий японский режиссёр Ясудзиро Одзу, развивая собственные традиции довоенного «семейного водевиля» (например, «Что госпожа забыла?»), реализовал только в 1952 году в ленте «Вкус простой пищи» (буквально — «Вкус риса в зелёном чае») свой прежний замысел, который относился ещё к 1940 году и почему-то не был пропущен тогдашней цензурой. В общем-то, немудрёная суть этой картины с немалой иронией объяснена в эпизоде ссоры супругов Мокити и Таэко Сатакэ: не всегда стоит излишне по-дамски, к тому же — с ориентацией уже на западные модели человеческого поведения в быту, реагировать на якобы устаревшие плебейские привычки. А отношения между мужем и женой лучше уподобить смешиванию риса с зелёным чаем (типичная японская еда), где не так уж важно, что главенствует, и есть ли особые правила приличия в поглощении столь простого блюда. Сравните с русской пословицей о самой обыкновенной еде: «Щи да каша — пища наша».

Кстати, Одзу со своей приверженностью к простоте и минимализму в кинематографическом искусстве во многом напоминает нашего популярного сказочного персонажа — солдата, который при помощи хитрости и изворотливости умудрился сварить суп из топора. Добавочные ингредиенты, используемые этим постановщиком, тоже отовсюду слегка позаимствованы, однако сами рассказываемые истории нередко производят полное впечатление как пустопорожние (уж позволим себе невольный каламбур!), где с видимой серьёзностью всё переливается из пустого в порожнее — и наоборот.

Кроме того, для Ясудзиро Одзу, всегда любившего снимать детей и любые средства передвижения по рельсам — будь то трамваи, электрички с несколькими вагонами или большие поезда, кажется, нет ничего более трагического в действительности, нежели их отсутствие (детей и поездов) в кадре или же временная недосягаемость поездки, что грозит превратиться в хроническую недоступность. И, напротив, следует вспомнить, с какой дотошностью и внезапной нежностью его герои обсуждают точное время отправления и прибытия поездов, а также обстоятельства своего передвижения в них. Как раз во «Вкусе простой пищи» есть гениальная сцена проезда, когда Таэко, оказавшись в пути после ссоры с мужем, вдруг в миг обретает недостающую гармонию и, словно устыдившись былого разлада, потом запросто приходит к необходимому примирению. Одзу умеет создавать умиротворяющее настроение из ничего, когда обычная поездка на поезде воспринимается как откровение, познание некой истины бытия. Всё дело — в ритме, смене планов, особой музыке изображения.

Скачать бесплатно:

http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=377403

Картина дня

наверх