Вивиан Мэри Хартли появилась на свет 5 ноября 1913 года в Дарджилинге, городе у подножия индийских Гималаев. Vivian означает «полная жизни». Вивьен (Vivien) она стала в 21 год, после первого успеха на сцене, изменив в имени одну букву.
Девочка получила хорошее образование – она училась танцам, игре на виолончели, увлекалась языками и древнеегипетской историей, с удовольствием участвовала в театральных постановках.
Усердие и настойчивость, привитые в монастырской школе, очень пригодились ей в будущем.Став женой Ли Холмана, она не оставила мыслей об артистической карьере. Талант тянул ее в театр. Там, покоренная игрой и внешностью восходящей звезды – Лоуренса Оливье, она сказала подруге: «Я буду его женой».
Многие посчитали потом, что Вивьен обладала даром предвидения. Впрочем, зная ее сильный характер, можно предположить, что она просто ставила перед собой цель и двигалась к ней, не щадя ни себя, ни других.
Прочитав в 1937 году бестселлер Маргарет Митчелл, Вивьен постоянно возвращалась к нему мыслями: «Что за фильм получится!» Она поняла и полюбила главную героиню, словно близко знала ее. Теперь ее главной мечтой стало сыграть Скарлетт. Как всегда, достижение цели казалось вопросом времени.
Сотни и сотни американок, в том числе звезды, подобные Кэтрин Хепберн и Джоан Кроуфорд, пробовались на эту роль, но продюсеры «Унесенных ветром» только морщились и все заметнее нервничали – съемки начались, ведущей актрисы не было. И тут на рабочую площадку явилась сама Скарлетт – загадочная, невероятно красивая. Это Вивьен приехала в Голливуд (он ей, кстати, сразу не понравился), не только для кастинга, но чтобы навестить своего Оливье, который снимался в Америке. Через несколько недель – после успешных кинопроб – она подписала контракт с продюсерами.
Сороковые годы начались удачно для наконец поженившихся Оливье: Лоуренс и Вивьен уже добились первых «Оскаров», купили загородный особняк Notley, где устраивали веселые приемы, длившиеся до рассвета. Гости на этих вечеринках были такими же красивыми и знаменитыми, как хозяева.
Казалось, жизнь звездной пары сделана из нереального материала, как и фильмы, в которых они снимались. Остальные смертные только вздыхали: «Бывает же счастье!» Что сказка оплачивается изнуряющей работой, им знать не полагалось.
Вивьен был необходим абсолютный успех. Она стала пленницей заявленного совершенства: работала, не щадя хрупкого здоровья, полностью отдаваясь ролям, и с неженской радражительностью реагировала на комплименты по поводу внешности (они якобы принижали ее достижения).
В 1944 году во время съемок «Цезаря и Клеопатры» богиня возмездия впервые невидимо прошла за спиной Вивьен – беременная актриса поскользнулась, упала, у нее случился выкидыш. Потеря ребенка вызвала тяжелую депрессию, а на следующий год к душевному нездоровью прибавился туберкулез. Цепочка печальных событий началась, чтобы больше не прерываться.
Семейная жизнь постепенно превращалась в ад: Вивьен по пустякам набрасывалась на Ларри, припадки ярости чередовались эйфорией и вспышками энтузиазма. Ли все больше нуждалась в шумных компаниях и романах, которые подпитывали ее энергией. Она панически боялась остаться одна.
Это были признаки болезни, которую никто поначалу не разглядел. Ларри раздражали пирушки, он хотел покоя в собственном доме. Ему казалось, Вивьен нарочно разрушает себя. Она делала это с обычной страстью: много пила, выкуривала по четыре пачки в день, при ее-то легких.
По печальному совпадению Ли в то время играла Бланш Дюбуа в театральной постановке «Трамвай «Желание», и было тяжко каждый раз наблюдать, как достоверно ее героиня сходит с ума. Чуть позже за эту же роль в одноименном фильме она получит второго «Оскара», но уже никогда не будет равной своему суперзвездному мужу.
В начале пятидесятых актриса была помещена в психиатрическую клинику. Шоковая терапия превратила ее в чужую для Оливье женщину – все, что он смог после этого сделать, это спрятаться в работе. Потом у Вивьен были еще один выкидыш и новые припадки. Снова клиники, снова шоковая терапия...
Развод оказался страшным ударом для Вивьен. Хотя ни она, ни муж не отличались верностью и в последние годы почти не жили вместе, она не могла поверить, что ее идеальный, главный мужчина ушел к ничем не примечательной девице. Она по-прежнему любила Ларри.
Оливье тоже до конца дней не мог спокойно видеть ее прекрасное лицо на экране телевизора. «Это была любовь, – со слезами повторял он, обвиняя себя в случившихся с нею бедах. – Это было настоящее». Но, как справедливо заметил Эшли Уилкс в сцене объяснения со Скарлетт, одной «страстной любви недостаточно, чтобы такие разные люди создали счастливую семью».
А Вивьен, которая говорила, что короткую жизнь с Ларри она предпочла бы длинной без него, умерла 53-летней, от туберкулеза. Это случилось сорок лет назад, 7 июля 1967 года.
Всего она участвовала в двадцати фильмах и тридцати театральных постановках, среди которых были удачные, но Скарлетт из «Унесенных ветром» останется ее главной ролью и будет долго волновать сердца. Неудивительно, что даже в последних героинях Ли зрители видят Скарлетт – постаревшую, страдающую от пренебрежения мужчин.
Однажды актрису спросили, какой она сама представляет дальнейшую судьбу самоуверенной южанки. «Думаю, она должна была измениться, став более человечной», – ответила Вивьен.